Главная | Новости | Исторические зарисовки | Статьи | Архив | Партнеры | Контакты |
|
Глава 1
 
 
 
В начале 17 века на многих территориях земного шара наблюдались природные катаклизмы, вызванные многолетним извержением вулканов на территории Перу. В Египте только за два года население сократилось в шесть раз. Страдало население всей Европы. На территории Руси разразился страшный голод.
      Во второй половине 17 века через село Морша велась активная торговля. В городе на берегу реки Цна была построена пристань для приема торговых речных транспортов. Для складирования товаров из Саратовской, Воронежской областей. В дальнейшем эти товары речным путем переправлялись в Рязань, Москву, Нижний Новгород. Глава 2      В самом начале XVII века, в 1602-1604 годах, на Руси разразился страшный голод. В этот период упала нужда в помощи наемных работников. Люди шли в рабство за кусок хлеба, а господа, воспользовавшись их трудом в период страды, прогоняли их на все четыре стороны, в полной уверенности, что весной нетрудно будет найти новую дешевую рабочую силу. Такое положение вещей привело к запустению ближайших к столице районов. Свободный люд мигрировал на юг в поисках лучшей доли, осваивая обширные земли Черноземья. Так на берегах реки Цна появились первые жители. Для своего поселения они выбрали высокий левый берег в месте, через которое проходила гужевая дорога к городам Рязань, Владимир, Нижний Новгород. К тридцатым годам поселение насчитывало более сотни домов, а в летописи того времени появилось первое название этого места - Морша. Села Морша, Карели, Серповое, Новотомниково, расположенные на берегах рек Цны и Серпа, входили в состав Верхнее-Цнинского дворцового уезда.       Во второй половине XVII века через село Морша пролегал речной торговый путь. На берегу реки в самом селе была построена речная пристань, где велась бойкая торговля. С каждым годом село разрасталось и к началу восемнадцатого века ничем не отличалось от малых городов России. В период царствования Екатерины II началось распределение территорий за наместничествами. В 1779 году село Морша получило статус города с названием Моршанск, а с 1796 года Моршанск вошел в состав Тамбовского наместничества.       XIX век стал золотым веком в развитии города Моршанска. После Отечественной войны 1812 года город стал крупным центром, где велась торговля хлебом, продуктами животноводства, охоты и рыболовства, строительными материалами. В городе образовалось первое купеческое общество, принимающее активное участие в его строительстве. Глава 3      В 1850 году началась прокладка железнодорожных путей, связывающих город Моршанск с узловым железнодорожным пунктом Ряжск. В 1867 году была проложена железнодорожная ветка от города Моршанск к городу Пенза и далее, образовалось локомотивное депо. С организацией локомотивного депо в эксплуатацию были запущены поликлиника, больница, специализированные учебные заведения, жилые дома, общежития. В центре города Моршанска было построено первое училище по подготовке специалистов для обслуживания железной дороги.       Именно в этом училище с 1894 года начали проводиться первые метеорологические наблюдения за погодными условиями, так как последние не редко создавали большие затруднения в работе железнодорожного транспорта. Заносы путей в зимний период, перепады температуры воздуха, обильные ливни и снегопады - все это необходимо было контролировать, фиксировать и предусматривать для эффективной работы железнодорожного транспорта. Так в городе Моршанске зародилась метеорологическая служба.       Наиболее неблагоприятными явлениями для путевой службы железнодорожного транспорта являлись снегопады, метели, поземки, сильные ливни и т.п.       По этой причине первыми метеорологическими наблюдениями стали наблюдения за снежным покровом. Велись они в реальном училище, в классе по изучению естественных наук. Высота снежного покрова определялась обыкновенными рейками с градацией по одному сантиметру. Рейки устанавливались в нескольких местах на расстоянии десяти метров друг от друга, и по ним ежедневно отсчитывались показания высоты снежного покрова. Наблюдения проводились в период, когда на территории района выпадал снег. Все показатели фиксировались в дневниках. На основании этих наблюдений составлялись графики зависимости изменения высоты снежного покрова от количества выпавших осадков, наблюдаемых метелей и поземки. Для путевой службы эти наблюдения имели большое значение, так как движение поездов сильно зависело от состояния железнодорожного пути в зимний период. Нередко движение останавливалось из-за заносов путей снегом, и эти остановки иногда затягивались на нескольких суток, пока пути полностью не очищались. Путевая служба с ответственностью относилась к наблюдениям, так как, опираясь на данные наблюдения можно было планировать организацию работы групп по расчистке снега, обеспечивая свободное передвижение поездов. Так простые метеорологические наблюдения за снежным покровом стали важным фактором, способствующим более четкой работе железнодорожного транспорта.       Путевые службы искали выход из создававшихся ситуаций для бесперебойного движения поездов в зимний период. Первой защитой от заносов путей стало искусственное заграждение железнодорожного полотна защитными щитами с наветренной стороны. Для этого использовались деревянные и плетенные из ветвей кустарников щиты. В зимний период движение железнодорожных составов проходило по коридору, огражденному такими приспособлениями. Уже позже работники путевой службы приступили к посадке вдоль железнодорожного полотна лесозащитных полос, которые стали надежным заслоном от снежных заносов на путях.       В некоторых местах после таяния снега происходил размыв железнодорожной насыпи. То тут, то там возникали вспучивания земляного покрова, вызывавшие повреждения железнодорожного полотна. Поэтому наблюдения за снежным покровом стали производить более детально. Анализу стали подвергаться дополнительные характеристики, такие как плотность, насыщение водой, активность таяния и др. Опираясь на эти простые данные, можно было составить более точные прогнозы ожидаемых весенних паводков, возможности размывов и деформации железнодорожных путей. Глава 4      В последние десятилетия восемнадцатого столетия Моршанск стал активно развиваться. Если первые дома жителей города располагались вдоль тракта на город Шацк, то новые строились как на берегу реки Цна, так и ровными порядками с юга на север и с востока на запад. В конце восемнадцатого века купцами, проживающими в городе, начали строиться дома из кирпича. Их совместными усилиями было построено десять школ, частные гимназии, знаменитые торговые ряды в центре. К началу девятнадцатого века в городе действовало семь церковных храмов, более десяти столовых и почти сотня торговых лавок и магазинов. С введением в эксплуатацию железнодорожной ветки на Моршанск в городе появились суконная фабрика, табачная фабрика, литейный завод, канифольный и мыловаренный заводы.       С развитием промышленности в городе появилась необходимость в более объемных и точных метеорологических наблюдениях. Непосредственно в путевой части при железнодорожном транспорте была оборудована Моршанская метеостанция, где с помощью флюгера начали проводиться наблюдения за скоростью и направлением ветра. Этот прибор определял не только направление воздушного потока, но и скорость ветра в метрах в секунду, а также порывы ветра.       В городе был отстроен красивый вокзал, увенчанный куполом, на котором был установлен флюгер. Вокзал имел три зала: центральный - для уезжающих и встречающих; левое крыло здания вокзала предназначалось для пассажиров первого класса – дворян, купцов, заводчиков, интеллигенции; а правое крыло предназначалось для простого люда и разночинцев. В конце июня 1904 года поезд Российского императора Николая II прибыл на Моршанский железнодорожный вокзал, который к его приезду утопал в цветах. На куполе вокзала рядом с флюгером развевался Российский флаг, повсюду висели цветочные гирлянды и портреты царственных особ. Российский государь Николай Александрович прибыл в Моршанск для инспекции резервных войск, сформированных в городе. Это были Куликовский, Епифанский, Тарусский, Юхновский полки, на смотре которых Николая II сопровождали его братья, великие князья Сергей и Михаил. Перед этим торжеством российский Император посетил Свято-Троицкий собор, построенный с согласия императора Николая I. В собор император прибыл в сопровождении царской свиты, присутствовал на молебне в честь царской семьи и возложил венок к памятнику Екатерины II, находящемуся рядом с собором.       На армейском смотре резервные полки, проходя стройными рядами и равняясь на государя Императора, который принимал парад на гнедом рысаке, показали отличную воинскую выправку.       Оставшись довольным результатами смотра, Николай II, поблагодарив командиров за отличную военную подготовку полков, направился вместе со своей свитой на обед, устроенный высшим обществом Моршанска. После посещения города поезд с царственными особами отправился в города Пенза, Сызрань, Кузнецк и в середине июля прибыл в город Тамбов. Во всех городах, посещаемых Николаем II, проходили аналогичные смотры. Неизгладимые впечатления у российского императора оставили армейские полки, дислоцирующиеся в городе Тамбове – 218 Борисоглебский, 285 Мценский, 286 Кирсановский, маршевые эскадроны Нежинского и Черниговского драгунских полков, а также полки, дислоцирующиеся в городе Моршанске. Глава 5      Необходимо отметить, что при передвижении от города к городу пассажиров царского поезда очень интересовала погода, стоящая в пункте прибытия поезда. На каждую станцию посылались соответственные запросы. Именно они и подтолкнули работников железной дороги и научных работников Главной физической обсерватории при Императорской академии наук к мысли об организации единой метеорологической сети.       Главная физическая обсерватория при Императорской академии наук издавала Ежедневный метеорологический бюллетень, в котором печатались телеграфные сообщения, поступающие от 30 русских метеорологических станций и от 2 иностранных. Более того, в первом десятилетии XX века Императорская академия наук активно занялась изучением строения нашей планеты и особенно такой, как сейсмология. Академик Борис Борисович Голицын уделял особое внимание возможности предсказания землетрясений на нашей планете, а предсказание сейсмических изменений вызывало необходимость знаний о метеорологических явлениях погоды, наблюдаемых на нашей планете. Так в недрах Императорской академии наук возникло решение о расширении сети метеорологических станций, которые должны систематически вести наблюдения за погодой и на основе этих наблюдений составлять прогнозы на будущие сутки, недели, месяцы. Уже в начале XX века на обширной территории России была создана расширенная сеть метеорологических станций, в которую входила и Моршанская метеостанция.       Мечта подняться в воздух не оставляла человека на протяжении многих веков. И только в начале двадцатого века она осуществилась: в небо стали подниматься аппараты, тяжелее воздуха - планеры, самолеты, вертолеты. В годы Первой мировой войны 1914 года началось активное развитие авиации. Если вначале самолеты использовались для разведки и корректировки артиллерийского огня наравне с аэростатами, то в дальнейшем они стали вооружаться пулеметами и бомбами и делали перелеты на большие расстояния.       Для обеспечения дальних полетов были необходимы данные о погодных условиях не только в местах дислокации вражеских войск, аэродромов, но и о погоде, стоявшей на удаленных территориях. Именно этот фактор сыграл решающую роль - на всех метеорологических станциях была установлена оперативная связь.       Активное развитие железнодорожного транспорта, авиации, промышленной индустрии, сельского хозяйства способствовало усиленному развитию метеорологической службы. В годы Первой мировой войны движение по железной дороге значительно усилилось – непрерывно курсировали военные составы, перевозившие армейское снаряжение, строительные материалы. Все службы железнодорожного транспорта работали в усиленном режиме. Моршанская метеостанция в эти годы работала в общей сети метеорологических станций и вела круглосуточное обслуживание созданной в 1915 году ПГМ (путевая гидрометеорологическая служба). На основе данных Моршанской метеостанции путевая гидрометеорологическая служба производила сбор метеорологической информации, анализ полученной информации, составляла прогнозы, передавала предупреждения об опасных метеорологических явлениях, наблюдаемых станциями. В это время на Моршанской метеорологической стали вести наблюдения за температурой и влажностью воздуха. Появление максимального термометра, работающего по принципу медицинского градусника, а также использование минимального термометра позволило работникам метеостанций фиксировать минимальные и максимальные значения температур воздуха за сутки.       На станциях велись систематические наблюдения, составлялись таблицы со средними суточными данными; производились выборки дней с осадками, грозами, метелями, поземками, ветром, скорость которого превышала 15 м/сек; подсчитывались дни с выпадением града, гололедом, изморозью. Казалось бы, все это простые явления, но при определенных обстоятельствах они являлись опасными для работы железнодорожного транспорта. Моршанской путевой гидрометеорологической службой была разработана схема предупреждения опасных явлений, наблюдаемых на станции. По рекомендации ПГМ станция вела наблюдения за промерзанием и оттаиванием почвы. Замеры производились приборами в зимний период на глубине два метра. Данные наблюдения проводились и по рекомендации Императорской академии наук. Показатели глубины промерзания почвы были необходимы при проектировании строительства зданий, новых заводов, для прокладки подземных магистралей водопровода.       На Моршанской метеорологической станции хранились данные метеорологических наблюдений за два десятилетия. На основе наблюдений за скоростью ветра, направлением ветра была составлена роза ветров, показывающая преобладание ветра по румбам в течение сезона, года. Используя эти данные, начались производиться работы по предотвращению эрозии почвы за счет насаждения кустарниковых растений. Глава 6      Бурные события в конце второго десятилетия двадцатого века отразились на жизни всех жителей России. В связи со сложившейся политической обстановкой и бурными событиями в стране, многие предприятия прекращали свое функционирование. Со сменой государственной власти жители Тамбовской губернии оказались в центре политических событий. Революционные перемены сложно воспринимались на Тамбовщине. В этих сложных и тяжелых условиях железная дорога работала четко, а вместе с ней и метеорологическая служба. Метеорологические наблюдения в службе ПГМ не прекращалась, так как работа железнодорожного транспорта была жизненно важной необходимостью для выживания всей России. Это понимали не только руководители революционной власти, но и работники железнодорожного транспорта.       Первое десятилетие становления молодого революционного государства было очень трудным. Разрушенную царскую Россию необходимо было восстанавливать. Наступил новый революционный период - индустриализации, электрофикации, коллективизации.       Понимая значение и необходимость гидрометеорологической службы, 21 июня 1921 года вышел декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР “Об организации метеорологической службы в РСФСР”. 28 августа 1929 года постановлением СНК СССР была создана единая служба погоды – Гидрометеорологический комитет СССР. Моршанская метеорологическая станция с 1924 года вошла в состав сети единой метеорологической службы РСФСР. Новые задачи стояли теперь перед работниками станции. Наблюдения за погодой проводились по программе, разработанной Главной геофизической обсерваторией. Наблюдения проводились по расширенной программе. Теперь на станции фиксировались не только данные о температуре воздуха, влажности, температуре почвы, скорости и направлении ветра, но и происходила регистрация явлений погоды, развитие облачности, форм облаков, гололедно-изморозевых явлений; на рельсовых стендах определялась температура почвы в глубине. В Главной геофизической обсерватории сразу же после революции стали выпускаться справочники по климатическим условиям отдельных территорий СССР. Со все большей масштабностью индустриализации, развитием сельского хозяйства зависимость функционирования различных отраслей народного хозяйства от меняющихся климатических условий увеличивалась, поэтому использование данных метеорологических наблюдений о влиянии неблагоприятных метеорологических условий на сельское, лесное и водное хозяйство, энергетику и транспорт, на строительство с каждым годом возрастало.       Предприятиями города и района уже в тридцатых годах двадцатого столетия стали использоваться данные Моршанской метеорологической станции. В климатический справочник по Тамбовской области вошли следующие метеорологические наблюдения: даты первого осеннего и весеннего заморозков, максимальные и минимальные температуры воздуха и почвы наблюдаемые на территории Моршанского района за последние 30 лет, данные о глубине промерзания почвы, данные о паводковых явлениях и многие другие. В конце тридцатых годов управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Центрально-Черноземных областей (УГМС ЦЧО) начало укрепление штатов на метеостанциях, работающих на территории ЦЧО. В 1936 году на Моршанскую метеостанцию были направлены после курсов молодые специалисты метеорологи Григорий Петрович Овчинников и Людмила Митрофановна Скуридина. Они сразу же включились в работу по обучению всех работников коллектива новым методам наблюдений. Данные Моршанской метеорологической станции теперь использовались не только заинтересованными организациями, но и научными организациями, разрабатывающими новые климатические справочники для областей центрального Черноземья. На плечи молодых специалистов легло немало и хозяйственных забот. Это и переоборудование помещения, установка новых приборов на метеорологической площадке, обеспечение станции бесперебойной связью, электрической энергией. Кроме того, станция ежечасно обслуживала специалистов железной дороги на участке от Рязани до Куйбышева. Глава 7      Новый обновленный коллектив Моршанской метеорологической стации с большими надеждами встретил новый 1941 год. Коллектив четко выполнял возложенные на него обязанности и среди метеостанций Тамбовской области был одним из лучших. Весной 1941 года работники метеостанции наладили связи с промышленными предприятиями города и района.       В Моршанске работали табачная фабрика, текстильная фабрика, стекольный и канифольные заводы, литейно-механический завод. Почти все эти предприятия нуждались в метеорологической информации для обеспечения бесперебойного технологического процесса при выпуске своей продукции. Метеорологи станции ежедневно по запросу специалистов этих предприятий передавали данные о температуре и влажности воздуха, скорости и направлении ветра. И вот наступила роковая дата 22 июня 1941 года. С этого момента начался отсчет трагических и героических дней Великой Отечественной Войны. Вероломный враг с каждым днем приближался к столице нашей Родины Москве.       Летние месяцы 1941 года для работников путевой службы железнодорожного транспорта и метеорологов Моршанской метеостанции стали самыми сложными. За этот промежуток времени из Москвы и Московской области было эвакуировано 10 миллионов человек, пришлось эвакуировать 40 крупных промышленных предприятий. Все это транспортировалось по железной дороге. Круглые сутки ежечасно работники метеостанции передавали информацию путевой службе Куйбышевской железной дороги, стараясь свести к минимуму влияние погодных условий на движение составов.       В августе начали подготовку станции к зимнему периоду. Провели проверку и установку приборов и оборудования для наблюдений в зимний период; заготовили топливо - дрова, уголь; оборудовали защитными приспособлениями помещение - затемнили окна, оборудовали бомбоубежище. Наступил период, когда от каждого работника порученному делу требовалась полная отдача не только знаний, но и всех сил, терпения, полная отдача всего себя. С каждым днем движение по железнодорожным путям становилось интенсивнее. Составы с боевой техникой, армейскими подразделениями в сторону Москвы следовали беспрерывно сплошным потоком. Любая задержка транспорта считалась чрезвычайным происшествием. Поэтому, работники железной дороги и коллектив Моршанской метеостанции работали, можно сказать, в боевой обстановке с особым повышенным чувством ответственности перед своими обязанностями. Маленький вклад труда Моршанских метеорологов открывал зеленый свет поездам, доставляющим в Москву необходимое военное оборудование, военную технику, новые свежие армейские войска из Сибири. Всего за первые месяцы Великой Отечественной Войны железнодорожным транспортом было перевезено более 10 миллионов человек, почти 1,5 миллиона вагонов. Глава 8      С января 1942 года Моршанская метеостанция была включена в сеть метеостанций, обслуживающих Воронежский фронт. На Моршанском аэродроме ремонтировали самолеты, поврежденные после боевых вылетов. В боевые подразделения аэродрома для обучения и прохождения летной практики стали прибывать молодые курсанты. Это были ребята 18-20 летнего возраста, горящие желанием попасть в действующую армию на фронт. Но командование готовило из этих ребят Советскую штормовую авиацию - будущую грозу немецких захватчиков.       В конце 1942 года просьбу Григория Петровича Овчинникова удовлетворили. Его направили в действующую армию. После отъезда Григория Петровича Овчинникова в боевые части, Моршанскую метеостанцию возглавила Людмила Митрофановна Скуридина. Теперь вся ответственность легла на хрупкие женские плечи. С каждым днем фронт все дальше уходил на запад, но в работе метеорологов напряжение не спадало. День и ночь проходили полеты на аэродроме. Все в таком же интенсивном режиме продолжала работать железная дорога. А для качественной и бесперебойной работы ежечасно требовалась детальная четкая гидрометеорологическая информация. Поэтому в коллективе метеорологов ни кто не имел права расслабиться хоть на минуту, все работали с полной отдачей сил и знаний, понимая, что каждый вносит свою лепту в общее дело Победы. От Г.П.Овчинникова приходили короткие весточки. Он сообщал, что служба проходит под непосредственным руководством Петра Петровича Ширшова – одного из членов первой Полярной станции Северный полюс - 1, а с 1942 года являвшегося Наркомом морского флота СССР. За организацию транспортных морских перевозок нес ответственность Наркомат морского флота.       Военные специалисты Наркомата обеспечивали безопасную транспортировку и встречу караванов союзников. Для всего этого необходимо было обеспечить четкую работу прогностических и метеорологических служб. Подразделения метеослужбы формировались в тяжелых фронтовых условиях, получая оснащение оборудованием, средствами связи, необходимыми измерительными приборами для обеспечения метеорологической безопасности транспортных перевозок и прибывающих караванов союзников. Специалистов метеорологов в армии было недостаточно. Их подготовкой и обучением занимался Григорий Петрович Овчинников. Кроме этой работы он собирал данные о погоде и доводил нужную информацию до высшего командования. В боевых условиях приходилось заниматься вопросами организации и сбора сведений о погоде, организацией метеорологических постов наблюдения в действующих частях и партизанских отрядах. Метеорологи Моршанской метеостанции были горды за своего начальника, и в своей работе старались быть такими же самоотверженными. Глава 9      После жестоких военных дней страна начала постепенно приходить в себя. Фронт все дальше и дальше удалялся на запад. Наступил 1945 год. Фашистская Германия вот, вот, должна была рухнуть. Советская армия полностью очистила территорию СССР от ненавистного врага. Весной 1945 года посевные работы на полях Моршанского района проводились почти в мирной обстановке. 9 мая 1945 года мощный и всеми любимый голос Левитана оповестил страну о полной капитуляции фашистской Германии.       В послевоенные годы на станции велась работа по систематизации метеорологических данных за весь пятидесятилетний период наблюдений. Необходимо было вывести средние многолетние величины температуры почвы и воздуха, осадков за летний и зимний периоды, упорядочить сезонные розы ветров, рассчитать продолжительность безморозного периода, определить даты первых осенних и весенних заморозков.       Все станции Тамбовской области проводили эту работу по запросу Курской гидрометеорологической обсерватории, так как начиналась подготовка к выпуску первого Агроклиматического справочника по Тамбовской области. Наряду с этим велась большая работа по оказанию методической помощи сельскохозяйственным и лесным хозяйствам. В начале пятидесятых годов в Черноземье приступили к активной посадке новых лесных массивов. Специалисты лесных хозяйств выращивали молодые саженцы хвойных пород. В 1951 году значительная часть саженцев на отдельных участках погибла, в то время как на близлежащих участках саженцы благополучно принимались и росли.       Специалисты Моршанского лесничества обратились к работникам Моршанской гидрометеорологической станции о детальном уточнении влияния погодных условий на рост и развитие молодых хвойных саженцев. В результате тесного научного сотрудничества было установлено, что наиболее отрицательное воздействие на рост и развитие саженцев влияет ветер при понижении температуры воздуха. Таким образом, выяснилось, что выращивание молодых саженцев необходимо проводить на площадях наиболее защищенных от ветра. Использование полученных данных позволило значительно снизить гибель саженцев хвойных пород.       В послевоенные годы в стране наступил период активной индустриализации, развития автомобильной промышленности, строительства новых автомобильных дорог, так как железнодорожный транспорт уже не справлялся с грузопассажирскими перевозками. При строительстве новых автомобильных трасс необходимы были данные не только о преобладающих сезонных направлениях ветра, но и данные о возможной эрозии почв, максимальных уровнях паводковых вод на реках Тамбовской области. Работники Моршанской метеостанции провели выборку для сезонных розы ветров, данных о переносе снега в зимний период и данные о высоте снежного покрова на равнинных участках, в лесу, балках. Все это впоследствии в своей производственной деятельности использовали специалисты вновь созданных организаций по посадке лесозащитных полос. В результате этой работы и сегодня в Тамбовской области, Моршанском районе автомобильные трассы, все так же защищены от снежных заносов и отрицательных воздействий метелей и поземки. В послевоенные годы, наряду с индустриализацией, правительство нашей страны уделяло особое внимание развитию сельскохозяйственного производства. Перед работниками сельского хозяйства стояли не простые задачи, связанные с повышением урожайности сельскохозяйственных культур, по увеличению поголовья скота и продуктов животноводства. Учет климатических и водных факторов в повышении урожайности имел большое значение. Умелое и эффективное использование благоприятных и преодоление вредных климатических условий, учет сложившихся на данной территории погодных условий, являлся залогом высоких показателей урожайности сельскохозяйственных культур. Поэтому при всех метеорологических станциях были организованы агрометеорологические наблюдения.       Техник - агрометеоролог вел детальные наблюдения за ростом и развитием основных сельскохозяйственных культур на территории расположения метеостанции. С организацией агрометеорологических наблюдений новые задачи стали и перед работниками станции. Используя результаты наблюдений, для получения высокого урожая и увеличения сельхозпродукции, необходимо было обеспечить работников сельского хозяйства района, и в первую очередь агрономов, ведущих специалистов колхозов результатами материалов агрометеорологических наблюдений.       Для метеостанции эти наблюдения были новшеством. Подготовкой специалистов техников-агрометеорологов занимались в Управлении по гидрометеорологии ЦЧО, находящемся в городе Курске. Учитывая важность агрометеорологических наблюдений, Григорий Петрович Овчинников сам прошел курс обучения, и потом свои знания передавал специалистам Моршанской метеостанции. Глава 10      В пятидесятых годах на Моршанской метеостанции приступили к комплексным наблюдениям за состоянием сельскохозяйственных культур на полях колхозов Моршанского района. Велись наблюдения за фазами вызревания растений, их высотой и элементами продуктивности. Один раз в декаду по слоям, через каждые десять сантиметров до метровой глубины, определялись запасы продуктивной влаги в почве под сельскохозяйственными культурами, а в зимнее время проводились наблюдения за высотой снежного покрова, промерзанием почвы и температурой почвы на глубине залегания узла кущения озимых культур.       В зимний период особое значение придавалось наблюдениям за условиями перезимовки сельскохозяйственных культур. Поэтому два раза за зиму на станции брались пробы озимых культур, - «вырубались монолиты с озимыми культурами» - которые помогали определить жизнеспособность растений, а также отращивались ветки плодовых культур для выявления повреждений низкими температурами.       Все эти наблюдения систематически проводились техниками -агрометеорологами Моршанской метеостанции, и результаты данных наблюдений доводились до руководителей и специалистов колхозов, Управления сельского хозяйства, руководителей и партийного руководства района. С ростом метеорологических, агрометеорологических наблюдений рос и авторитет работников метеорологической станции Моршанск.       Григорий Петрович Овчинников сообщал полученные результаты до специалистов хозяйств через местную газету, в которой ежемесячно печатались обзоры метеорологических и агрометеорологических условий сложившихся на территории Моршанского района, о состоянии сельскохозяйственных культур. Там же печатались агрометеорологические прогнозы цветения плодовых культур, созревания озимых и ранних яровых культур, прогнозы о запасах продуктивной влаги в почве к началу полевых работ в весенний период. Г.П.Овчинников как руководитель Моршанской метеостанции стремился создать дружный коллектив грамотных метеорологов, способных качественно выполнять поставленные задачи. В решении многих вопросов, связанных с продуктивностью на станции, правой рукой начальника станции являлась техник метеоролог Людмила Митрофановна Скуридина. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина Григорий Петрович Овчинников, Людмила Митрофановна Скуридина, Антонина Сергеевна Ерохина были награждены медалью «За успехи в народном хозяйстве СССР».       К 1970 году коллектив Моршанской метеостанции был одним из лучших коллективов в городе районе. В коллективе собрались люди, способные выполнить любые, поставленные перед ними, задачи. Количество наблюдений с каждым годом увеличивалось. Учитывая активное развитие авиации, автомобильного транспорта, предприятий энергетики, связи, станция метеорологических наблюдений давал возможность использовать полученную информацию в работе предприятий города и района. Работники метеостанции обеспечивали этой информацией аэропорты соседних областей, которым передавались данные о прозрачности атмосферы, тумане, дымке, гололеде и гололедно-изморозевых явлениях, о высоте нижней границы облачности и многие другие виды наблюдений.       Учитывая, важность обеспечения авиации данными наблюдений, на станции был внедрен метод определения с помощью шаров-пилотов нижней границы облаков. Латексные оболочки наполнялись водородом и выпускались при облачной погоде. Специальные расчетные формулы позволяли работникам станции определить не только высоту нижней границы облаков, но и, используя теодолит, скорость и направление ветра в слоях через каждые сто метров до двух километров в высоту.       С внедрением новых технологий, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, на станции был установлен рельсовый стенд, позволяющий определить текущую, максимальную, и минимальную температуру рельс через каждые три часа. Службой ПГМ Куйбышевской железной дороги на основе данных метеорологических станций были выработаны методы регулировки междурельсовых стыков при наблюдаемом и прогнозируемом температурном режиме. Важность наблюдений за температурой рельс объяснялась тем, что на южных участках железной дороги наблюдались случаи, когда от нагрева в летний период рельсы выпадали с путевого полотна, а в зимний период наблюдались разрывы болтовых соединений между стыками. Кроме того, наступило время, когда перешли на электрический перевод стрелок, в результате важность и точность наблюдений за гололедно-изморозевыми явлениями, метелями, поземками в зимний период значительно повысилась. Сотрудники Моршанской метеостанции в эти сложные периоды, согласно плана обслуживания гидрометеорологической информацией организации железнодорожного транспорта, разработанного Управлением Гидрометслужбы ЦЧО и Управлением Куйбышевской железной дороги, ежечасно передавали полученные сведения работникам путевой, диспетчерской службы. В 70-е годы началась новая эра в развитии авиации. Во всех аэропортах расширялись маршруты авиационных перевозок не только пассажиров, но и грузов. В связи с этим повысились требования и к метеорологическим службам. Все метеорологические станции приступили к наблюдениям за скоростью и направлением ветра на высоте, а также к определению нижней границы облаков с помощью шаров - пилотов. Глава 11      Весной 1976 года я впервые познакомился с коллективом Моршанской метеостанции. Григорий Петрович Овчинников уходил на заслуженный отдых, и мне предстояло сменить его и возглавить коллектив Моршанской метеостанции.       На первом собрании коллектива метеостанции Г.П.Овчинников представил меня, и я коротко рассказал о своем небольшом трудовом пути в системе Гидрометслужбы. До Моршанской метеостанции мне пришлось поработать в отряде Краснодарской противоградовой экспедиции, на Аэрологической станции Карагандинской гидрометеорологической обсерватории. Но узнав, что я родился и рос в городе Моршанске и решил на долгие годы связать свою судьбу с коллективом Моршанской метеостанции, от каждого работника повеяло теплом и радушием. Так я стал полноправным членом этого замечательного коллектива.       На станции работали опытные квалифицированные специалисты, имеющие за плечами не малый трудовой стаж. У большинства работников он превышал 20 лет, только у меня и у молодого техника метеоролога Натальи Владимировны Абашкиной трудовая жизнь только начиналась. Не заметно пролетели первые рабочие недели, и вот неожиданность - на станцию с инспекцией прибыл начальник отдела техники и технической инспекции Управления гидрометслужбы ЦЧО Николай Константинович Журавлев. Все сотрудники волновались. Но после проверки состояния площадки, технической документации, журналов наблюдений, состояния приборов, и заявления Николая Константиновича о том, что будет устанавливаться новый прибор ИВО «измеритель высоты нижней границы облаков», который я получил перед его приездом, все успокоились.       По просьбе Н.К.Журавлева объявили субботник, на котором весь коллектив взялся за прокладку кабеля, соединяющего пульт управления с приемником и передатчиком прибора ИВО. Все с энтузиазмом копали траншею под кабель и старались закончить работу до наступающего через несколько дней праздника Пасхи, чтобы не работать в праздничные дни. Общими усилиями мы проложили кабель, соединили приемник и передатчик с пультом. Прибор был готов к работе.       На следующий день Н.К.Журавлев, приехав из гостиницы на станцию, был удивлен такой оперативности коллектива и поблагодарив всех техников, отпустил домой. Проверить прибор в рабочей обстановке не представлялось возможным, так как стояла ясная погода. По этой причине Н.К.Журавлев на праздничные дни остался на станции. С каждым работником станции во время дежурства Николай Константинович проводил обучение по работе с прибором ИВО, по правилам техники безопасности, так что перед его отъездом техники метеостанции с отличием сдали зачеты, и инспектор с отличным настроением вернулся в Управление гидрометслужбы ЦЧО.       Перед отъездом Н.К.Журавлев пожелал коллективу успехов в работе и пообещал прислать на нашу станцию еще несколько новых приборов. Действительно, через несколько месяцев на станцию поступили новые приборы: для определения скорости и направления ветра - Анеморумбометр М63М, и прибор для определения температуры почвы дистанционным методом, непосредственно из кабинета метеоролога, по электрическим датчикам на глубине до 320 сантиметров. Установили приборы на метеоплощадке и приступили к наблюдениям. Теперь метеоролог мог в любую минуту по запросу определить скорость и направление ветра, максимальный порыв, а по прибору АМ-29М температуру почвы до 320 сантиметров в глубину, не покидая своего рабочего места. Осенью 1976 года меня вызвали на курсы повышения квалификации начальников метеорологических станций в город Курск, в Управление гидрометслужбы ЦЧО. Многие из начальников станций, присутствующие на курсах, были знакомы друг с другом, а мне еще предстояло со всеми познакомиться. На первом занятии Н.К.Журавлев представил меня всем присутствующим. Он не упустил случая рассказать о том, как весь коллектив станции, не считаясь с праздниками, приложил все усилия в установке нового прибора ИВО, а всего несколько недель назад были установлены новые приборы – Анеморумбометр М63М, АМ-29М. Неподдельный интерес появился в глазах многих присутствующих на курсах. А позже, рассказывая о работе станции, я ближе познакомился с начальниками других метеостанций. Процесс обучения на занятиях был поставлен следующим образом - перед нами выступали практически все начальники отделов Управления гидрометслужбы. Но наиболее увлекательно проходили занятия по обучению работе на новой технике, которые проводили специалисты отдела техники и технической инспекции Н.К. Виноградов, А.Я.Коннонов, являющиеся признанными авторитетами. Глава 12      В сложившихся условиях, когда на метеорологических станциях внедрялась новая техника, важность занятий, проводимых специалистами ОТТИ, только возрастала. Порой для решения общих вопросов начальники станций приглашали на встречу наших педагогов, и они, не жалея своего времени, консультировали нас во многих проблемных вопросах, периодически возникающих на станциях. Так постоянно проходил обмен мнением по вопросам улучшения организации работы своих коллективов, налаживались тесные трудовые связи между коллективами метеорологических станций, мы соревновались за достижение лучших показателей в работе. Закончились занятия на курсах повышения квалификации, все получили Удостоверения, и наступил день отъезда. Все начальники станций за этот небольшой период обучения сдружились и уезжали на свои станции с сожалением и надеждой, что встречи по обмену опытом, по налаживанию прямых тесных связей между метеорологическими станциями состоятся еще не один раз.       И действительно всего, через несколько недель, в конце ноября 1976 года в Управлении гидрометорологии ЦЧО состоялся партийно-хозяйственный актив и отчетно-выборное собрание профсоюзных работников Управления гидрометслужбы ЦЧО. На собрание были приглашены начальники гидрометеорологических обсерваторий, начальники областных гидрометеорологических бюро, начальники АМСГ, агрометеорологических и метеорологических станций, наблюдатели ведущих агрометеорологических постов. На общем собрании были подведены итоги работы за прошедший год. Управление гидрометслужбы ЦЧО было признано одним из лучших управлений на территории Советского Союза. В своем выступлении Начальник Управления гидрометслужбы ЦЧО Михаил Иосифович Некрасов наметил новые цели в работе большого коллектива метеорологов Черноземья. Главное внимание уделялось вопросам технического оснащения метеорологических станций и улучшению качества обслуживания народно-хозяйственных и сельскохозяйственных организаций на территории Черноземья. Начальник Управления УГМС ЦЧО в своем выступлении как одну из лучших в Тамбовской области отметил Моршанскую метеорологическую станцию. Техник-метеоролог нашей станции Людмила Митрофановна Скуридина была признана Победителем Социалистического соревнования за 1976 год, была награждена Почетной грамотой Главного управления по гидрометслужбе СССР и занесена в книгу почета Управления по Гидрометслужбе ЦЧО. Милая и скромная женщина заслуженно получила свои награды. Это она в годы Великой Отечественной Войны, после ухода Г.П.Овчинникова на фронт, возглавляла Моршанскую метеостанцию; это она принимала участие в строительстве оборонительных сооружений под Москвой, за что и была награждена Медалью за оборону Москвы. Вот уже сорок лет Людмила Митрофановна Скуридина работает на Моршанской метеостанции и передает свой опыт молодому поколению.       Надо отметить, что коллектив станции не был обделен вниманием начальника Тамбовского ГМБ Татьяны Васильевны Гатальской, курирующей станцию. Она неоднократно посещала Моршанск, оказывая методическую помощь в работе коллектива. На отчетно-выборном собрании, в перерыве, Татьяна Васильевна неожиданно подошла ко мне и сказала: «Анатолий Иванович, начальник Управления УГМС ЦЧО М.И.Некрасов приглашает нас на собеседование». Так мы оказались в кабинете у начальника управления, где уже находились начальник отдела кадров Н.В.Беляева, профсоюзный лидер В.А.Радзивилов, начальники отделов метеорологии и агрометеорологии. М.И.Некрасов сразу же задал вопрос: «Анатолий Иванович, по предложению Татьяны Васильевны Гатальской по итогам работы вашего коллектива, мы коллегиально решили выдвинуть вашу станцию на участие в Выставке достижений народного хозяйства СССР. Сможет ли коллектив станции предоставить необходимые материалы по обслуживанию предприятий народного хозяйства гидрометеорологической информацией?» Для меня это было полной неожиданностью. Но я был уверен в коллективе, и поэтому подтвердил, что работники Моршанской метеостанции с высоким чувством долга, отнесутся к данному предложению, показатели работы будут на высшем уровне, и наша станция будет достойно выглядеть среди коллективов представленных на ВДНХ СССР. После приезда в Моршанск на коллективном собрании было принято решение о подготовке станции к участию в ВДНХ СССР. Состоялся конструктивный разговор об ответственности каждого в выполнении поставленных задач по эффективному и качественному обслуживанию предприятий народного хозяйства и сельскохозяйственных организаций города и района. Так началась работа коллектива в новом режиме ответственности вдвое, а то и втрое.       Т.В.Гатальская не переставала заботиться о нас. Она добилась обеспечения каждого агрометеоролога Моршанской станции велосипедами и мопедами. Оперативность проведения агрометеорологических наблюдений значительно повысилась. По рекомендации Тамбовского гидрометеорологического бюро работники нашей станции приступили к организации ведомственных постов в колхозах и совхозах Моршанского и Сосновского районов, оборудование для которых было выделено Тамбовским ГМБ. В Сосновском районе у нас работала техник-агрометеоролог Роза Вильгельмовна Шелль. Имея высшее агрономическое образование, она была авторитетным консультантом специалистов агрономического отдела по вопросам воздействия метеорологических условий на рост и развитие сельскохозяйственных культур. Вместе с работниками станции Р.В.Шелль организовала в Сосновском районе четыре метеорологических поста. У нее было особое задание, индивидуальное: Роза Вильгельмовна вела наблюдения за циклами развития колорадского жука, выискивая методы борьбы с этим опасным вредителем, недавно появившемся на территории Тамбовской и других областей Черноземья.       В Управлении сельского хозяйства вся ее работа максимально поддерживалась сверху: были выделены специальные участки для наблюдений, обеспечили дополнительным транспортом для агрометеорологических наблюдений, помогали в решении встававших на пути проблем. По результатам наблюдений был определен период развития Колорадского жука от личинки до взрослой особи. Так же были определены оптимальные сроки - 10 июня по 10 июля – для проведения работ по уничтожению этого вредителя. Рекомендации по борьбе с колорадским жуком были даны всем хозяйствам не только наших районов, но и области.       Техник-агрометеоролог Мария Васильевна Семенова курировала работу шести ведомственных постов, открытых при хозяйствах Моршанского района, с которых ежедневно поступала информация о температурном режиме и количестве выпавших осадков над данной территории. Специалисты районного Управления сельского хозяйства ежедневно получали информацию о температурном режиме, влагообеспеченности сельскохозяйственных культур в каждом отдельном хозяйстве, а также количественную и общую оценку роста и развития сельскохозяйственных культур. Эта информация ежедневно передавалась партийным руководителям Моршанского и Сосновского районов. В 1977 году по рекомендации начальника Тамбовского ГМБ Т.В.Гатальской работники Моршанской метеостанции приступили к обслуживанию гидрометеорологической информацией специалистов и руководителей Пичаевского района. В Пичаевском районе ведущей сельскохозяйственной культурой являлась сахарная свекла. Культура, требующая особого внимания в вопросе агрономического возделывания с учетом складывающихся на территории засева агрометеорологических условий. Глава 13      Чтобы иметь полную информацию о гидрометеорологической обстановке в районе мы приступили к открытию ведомственных постов при колхозах и совхозах Пичаевского района. Из Тамбовского ГМБ было доставлено оборудование для ведомственных постов. И в апреле 1977 года в Пичаевском районе начали работу еще четыре ведомственных поста, которые ежедневно передавали гидрометеорологическую информацию в агрономический отдел Управления сельского хозяйства и руководящим органам Пичаевского района. 1977 году техник-агрометеоролог Моршанской метеостанции М.В.Семенова и техник метеоролог Н.В.Абашкина взялись проводить дополнительные исследования с целью определения возможности выращивания за вегетационный период одной культуры дважды, то есть получения двойного урожая. Основной культурой для эксперимента был взят картофель. Питерский Госсорто-участок передал работникам метеостанции для эксперимента четыре сорта раннего картофеля и в апреле 1977 года на подготовленных участках была произведена ранняя посадка этой культуры. Результаты эксперимента оказались многообещающими: картофель достиг товарной величины с 5 по 15 июля, 15 июля участки освободили, а на вновь освободившихся вновь произвели посадку. Второй урожай картофеля созрел 25-30 сентября. В результате эксперимента было подтверждено предположение, что на территории Моршанского района вполне реально получать по отдельным культурам два урожая в год.       В дальнейшем, при интенсивном развитии садово-огороднических товарищества, данные экспериментов по выращиванию двойных урожаев от одной культуры за вегетационный период очень пригодились Моршанским дачникам. Особую поддержку наши эксперименты получили и от начальника Тамбовского ГМБ, которая освещала все результаты проводимых опытов в местных газетах.       В мае 1977года после консультаций со специалистами отдела техники и технической инспекции Н.К.Виноградовым и А.Я.Конновым, была установлена дистанционная метеорологическую станцию, предоставленная воинской метеорологической службой. Дистанционная метеорологическая станция позволяла определять метеорологу в любую минуту, не отлучаясь со своего рабочего места, показатели температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра. В июле, после встречи с руководством Управления сельского хозяйства города и района, станцию посетили руководители Управления УГМС ЦЧО начальник М.И.Некрасов, председатель профсоюза В.А.Радзивилов и начальник отдела кадров Н.В.Беляева. Для каждого сотрудника станции стало приятной новостью известие о том, что наша станция была высоко отмечена как передовой коллектив руководством города и района. Так же высокую оценку своего профессионализма получили все наши сотрудники. Наши гости осмотрели площадку, проверили документацию и пожелали коллективу успехов в работе. М.И.Некрасов отметил, что возлагает надежды на то, что наша станция среди представленных на ВДНХ СССР организаций будет выглядеть достойно. Воодушевленным доверием руководства, нам ничего не оставалось, как работать более качественно и эффективно, с высокой ответственностью относиться не только к своим прямым обязанностям, но и ко всем внеплановым и наблюдениям. Работа на станции продолжалась. Понимая, что в сложившейся ситуации я должен овладеть профессией агрометеоролога, все наблюдения на участках мы проводили вместе с техником - агрометеорологом Марией Васильевной Семеновой. На протяжении нашей совместной работы я не переставал восхищаться тем, как эта женщина относится к своим обязанностям.       Тесное сотрудничество со специалистами сельскохозяйственных предприятий значительно облегчала проведение агрометеорологических наблюдений. По распоряжению председателя колхоза Ивана Владимировича Токарева нашему агрометеорологу были выделены специальные участки, на которых все агротехнические исследования проводились под непосредственным контролем М.В.Семеновой.       Часто в периоды сева М.В.Семенова залезала в кабину трактора, и механизатор под ее руководством засевал экспериментальные участки, выбирая необходимую для оптимальной густоты всхожести растений скорость. Наш агрометеоролог заранее знала, какое количество всходов будет на экспериментальном участке. Результаты превзошли ожидания. Теоретические расчеты совпали с практическими показателями.       В уборочную страду на полевом стане в обеденное время часто выступали агитбригады. В один из таких перерывов председатель колхоза И.В.Токарев предложил М.В.Семенова выступить перед механизаторами с информацией о внедряемой интенсивной технологии возделывания зерновых культур. Мария Васильевна в своем выступлении подчеркнула, что основная сущность интенсивной технологии состоит из таких важных факторов как размещение посевов, возделывание высоко урожайных сортов, обеспечения растений минеральными удобрениями с учетом содержания их в почве; дробное применение азотных удобрений в период вегетации на основании данных почвенной и растительной диагностики; интегрирование в системе защиты растений от сорняков, вредителей, болезней; регулирование роста ретардантами; своевременное качественное выполнение всех технологических процессов, направленных на накопление влаги; создание благоприятных условий развития сельскохозяйственных культур.       Потенциал урожайности зерновых культур зависит от структуры урожая: количества растений «всходы на квадратном метре», общей кустистости, числа растений при уборке, числа колосьев на метре, числа зерен в колосе, массы 1000 зерен. После таких выступлений авторитет работников станции среди специалистов сельского хозяйства возрос. Метеорологи Моршанской станции пользовались высоким уважением. Знания и профессионализм, безусловно, поднимали авторитет нашего агрометеоролога и всего коллектива метеостанции. Надо отметить, еще удивительную способность Марии Васильевны она управляла практически всеми видами транспорта - велосипедом, мопедом, мотоциклом и даже трактором. Лишь после я узнал, что наш агрометеоролог по своей первой специальности является механизатором и была передовой трактористкой в молодежной тракторной женской бригаде. И только с наступлением пенсионного возраста основным ее транспортом стал велосипед.       Нередко председатель колхоза «Коминтерн» И.В.Токарев говорил мне: «Анатолий Иванович такого агрометеоролога надо бы по полям возить на машине. Добивайтесь, чтобы ваше руководство позаботилось о своих специалистах». Так мы стали добиваться обеспечения нашей станции транспортом. С энтузиазмом к этой проблеме подключилась директор Гидрометеорологического бюро г. Тамбова Т.В.Гатальская. В результате в 1980 году Управлением по гидрометеорологической службе ЦЧО нашей станции был выделен мотоцикл «Урал». Глава 14      Приближался конец 1977 года. Осенью в Управлении сельского хозяйства проходил семинар по итогам года и перспективам развития сельскохозяйственного производства на будущий год. Главный агроном Управления сельского хозяйства попросил выступить М.В.Семенову в освещении основного вопроса - что необходимо реформировать в агротехнике для достижения более высоких урожаев. В своем выступлении М.В.Семенова коротко, но детально подчеркнула, что залог хорошего урожая кроется в первую очередь в соблюдении севооборота, эффективном использовании паров и внедрении интенсивных технологий возделывания зерновых культур. Немаловажное место отводилось качественной, без потерь уборке урожая. Выступление основывалось на примере данных Моршанской метеостанции.       Биологические расчеты урожая зерновых показывали, что урожайность на полевых участках на момент проводимых опытов составляла от 40 до 60 центнеров с каждого гектара посевной площади. После уборки урожайность составила всего 22-27 центнеров с гектара, и лишь на опытном участке она составила 39 центнеров. Все это говорило о том, что необходим новый подход к методам уборки и внедрением современной уборочной техники, которая вот-вот должна была поступить в хозяйства. Таким новшеством стал комбайн «Дон».       1977год завершился с удовлетворительными показателями. Наша станция считалась одной и лучших не только по области, но и среди станций, входящих в Черноземную зону. Материалы по обеспечению гидрометеорологической информацией организаций города и района были представлены в областной Центр гидрометеорологии. В подготовке данных активно потрудилась наш молодой метеоролог Н.В.Абашкина. Вместе с техником мы разработали творческие Договоры по обслуживанию Грузопассажирского автохозяйства, дорожных участков, локомотивного депо, текстильной фабрики и камвольного комбината, строительных организаций города и района.       В 1977 году в нашем городе началось строительство высотных зданий. Были заложены первые фундаменты под жилые девятиэтажные дома. Для установления башенных кранов стал вопрос о необходимости обеспечения ежедневной информацией о скорости и направлении ветра, максимальных порывах ветра, о грозах и ливнях. Работники Моршанской метеостанции с отнеслись к работе с высокой ответственностью, став тем самым прямыми участниками всех достижений Моршанских строительных организаций в 1977 и последующих годах.       Новый 1978 год стал знаменательным не только для метеорологов нашей станции, но всей наблюдательной сети станций, расположенных в европейской части России. В декабре 1978 года над европейской территорией сформировался мощный Сибирский антициклон. К концу декабря понижения температуры воздуха с каждым днем становились все ниже и ниже и, в конце концов, побила рекорды за весь период метеорологических наблюдений.       31 декабря 1978 года мне вместе с техником агрометеорологом в тридцати шести градусный мороз пришлось производить снегосъемку на экспериментальных участках - провести замеры температуры почвы на глубине залегания узла кущения, определить глубину промерзания почвы. До участков было удобно добраться на маршрутном автобусе. Мы, почти единственные пассажиры в дикую стужу, в полной экипировке добрались до необходимого нам места. К счастью, высокий снежный покров надежно защищал поля от воздействия низких температур. Провели снегосъемку. Была последний день уходящего года. А утром первого дня нового года был зафиксирован рекорд самой низкой температуры воздуха, наблюдавшейся за весь период существования Моршанской метеостанции. Минимальная температура достигла сорока одного градуса ниже нуля .       На станцию из Тамбовского ГМБ поступила экстренная телеграмма о проведении дополнительных анализов выращивания озимых культур и отращивания веток плодовых деревьев, не только на наблюдательных участках, но и на полях, расположенных как в северной, так и южной частях нашего района. К срочной работе по определению состояния, зимующих сельскохозяйственных культур подключились все работники станции. Были взяты монолиты с озимыми культурами, для отращивания срезаны ветки плодовых деревьев. Неожиданно позвонил на станцию директор совхоза «Базевский» В.И.Тюнькин. Уточнив температуру воздуха, он попросил работников станции провести анализ отращивания плодовых веток у таких сортов как Пепин-шафран, Славянка, Белый налив, а также вишни, смородины и малины. За нашими работниками приехал главный агроном плодоовощного совхоза «Базевский» и вместе с нашими техниками взяли пробы веток для исследований.       Проходили дни, а температура воздуха продолжала держаться в пределах 30 – 33 градусов нижу нуля. Ситуация была критической. Об этом говорили постоянные звонки из Управления сельского хозяйства района, от партийных руководителей, да и ото всех жителей нашего района. Каждый задавал один и тот же вопрос, как перенесли эти лютые морозы все сельскохозяйственные культуры. К счастью, результаты отращивания озимых культур, произведенные как в воде, так и отращиванием в монолитах, показали положительный результат. Гибели от повреждений сильными морозами не было обнаружено.       Печальная картина наблюдалась с отращиванием плодовых веток. При срезании веток визуально было обнаружено поражение древесины, а результаты отращивания подтвердили, что листовые и плодовые почки на ветках не распустились. Результаты отращивания срочно были отосланы в Тамбовское гидрометеорологическое бюро, всем сельскохозяйственным организациям и руководителям района.       К концу января 1979 года на территории Моршанского района установилась, вполне обычная для зимнего периода температура воздуха. Местами наблюдались даже оттепели. В феврале также были проведены анализы по отращиванию веток. Неутешительные результаты получили свое подтверждение. Таким образом, семидесятые годы были для сельского хозяйства в отдельные временные периоды очень сложными.       В 1972 году наблюдалась жесточайшая ззасуха, когда урожай зерновых составлял всего от 5 до 8 центнеров с гектара. Семена картофеля практически сгорели в почве от высоких температур. В течение нескольких дней почва прогрелась до 60 градусов выше нуля по Цельсию.       В 1979 году жестокий мороз с установившимися низкими температурами за 10 дней повредил 80 процентов плодовых насаждений. В начале восьмидесятых годов на территории Моршанского района началась активная посадка саженцев плодовых деревьев,, выращенных в хозяйствах города Мичуринска. В 1981 году на станции произошла кадровая перестановка. Наш агрометеоролог Мария Васильевна Семенова ушла на заслуженный отдых, а ее на этой должности сменила Н.В.Абашкина, которая в процессе работы метеорологом постоянно осваивала новую для себя специальность. Теперь все агрометеорологические наблюдения мы проводили вместе с новым агрометеорологом.       При проведении агрометеорологических наблюдений и работ мы теперь использовали полученный из Управления Гидрометслужбы ЦЧО мотоцикл «Урал». Для работников станции это было значительным облегчением в работе. Более того, мы в любое беспрепятственно могли посетить любой ведомственный пост, и оказать наблюдателям необходимую теоретическую и практическую помощь в организации работы, оперативно проводить расширенные обследования полей не только нашего района, но и Сосновского, Пичаевского. Новый агрометеоролог Н.В.Абашкина отлично исполняла свою работу и сразу же завоевала авторитет среди работников сельского хозяйства.       Директор ГМБ Тамбова Т.В. Гатальская попросила нас организовать в Пичаевском районе при Управлении сельского хозяйства агрометеорологический пост. Доставив оборудование в Пичаевский район, мы подобрали кандидатуру на должность наблюдателя агрометеорологического поста. Н.В.Теплякова стала техником- агрометеорологом в Пичаевском районе. Наш агрометеоролог Н.В.Абашкина прямо на экспериментальных участках проводила необходимые разъяснения по ведению наблюдений, рассказывала о методах обеспечения специалистов сельского хозяйства информацией, полученной в результате агрометеорологических наблюдений.       Для нашей станции было просто большой удачей, что Н.В.Теплякова имела агрономическое образование, которое помогло ей стать авторитетным агрометеорологом при Управлении сельского хозяйства Пичаевского района. Теперь не только на нашу станцию, но и в агрономический отдел Тамбовского гидрометеорологического бюро поступала детальная информация о состоянии сельскохозяйственных культур, в Моршанском, Сосновском и Пичаевском районах. В 1982 году директор Тамбовского гидрометеорологического бюро Т.В.Гатальская ушла на заслуженный отдых, на этой должности ее сменила Н.В.Рыжкова. В начале восьмидесятых годов в нашей области была внедрена новая система обеспечения учреждений народного хозяйства и сельскохозяйственных организаций гидрометеорологической информацией на основе договоров о сотрудничании. В ноябре 1982 года начальники метеорологических станций были вызваны на семинар в тамбовский гидрометеорологический центр, где с разъяснениями по вопросу заключения договоров о сотрудничании с организациями выступили начальник Тамбовского гидрометеорологического бюро Н.В.Рыжкова и начальник агрометеорологического отдела З.Г.Глебова.       В 1983 году все станции области приступили к обеспечению гидрометеорологической информацией не только прогностические органы, но и все организации, нуждающиеся в метеорологической и агрометеорологической информации.       На нашей станции вместе с техником метеорологом Н.В.Абашкиной были разработаны договоры по обеспечении гидрометеорологической информацией электрические сети города и района, предприятия автотранспорта, локомотивное депо, службы ЖКХ города и района, камвольный комбинат, табачную фабрику. Техник-агрометеоролог Н.Г.Ерохина заключила рабочие договоры с Управлением сельского хозяйства, колхозами и совхозами района. Теперь ежедневно гидрометеорологическая информация передавалась на диспетчерские пункты организаций. Тесная связь работников метеостанции с организациями города и района позволяла последним организовать работу своих предприятий с наименьшими потерями от метеорологических условий на территории города и района. Предупреждения о снегопадах и метелях позволяли дорожным службам своевременно приступить к расчистке дорог, обеспечить беспрепятственный проезд не только по улицам города, но и передвижение транспорта по трассе Тамбов – Шацк. Для локомотивного депо важнейшми являлись показатели температуры воздуха в ночные часы в зимний период. Полученные данные от метеостанции позволяли работникам Моршанского депо сэкономить расходы топлива на сотни тысяч рублей.       Гололед и изморозь стали наиболее опасными явлениями для электрических сетей и служб связи, поэтому при возникновении гололеда, при налипании снега, изморози работники Моршанской метеостанции оперативно оповещали диспетчеров электрических сетей, связи, тем самым, обеспечивая бесперебойную работу этих организаций. Камвольный комбинат, табачная фабрика, текстильная фабрика постоянно в летний период использовали данные о температуре и влажности воздуха для просушки получаемого сырья и доведения его до необходимого качества. |
|